Проблема кликфрода (или скликивания) не так сильно обсуждается в России, если сравнивать с западным рынком, где вопросы защиты решают множество команд. Мы подготовили ответы на ваши наиболее часто задаваемые вопросы:

Что такое кликфрод?

Что такое скликивание?

Для тех, кто впервые столкнулся с этим термином, поясним: скликивание или кликфрод (англ. click fraud – мошенническое нажатие) – это переход по вашей рекламе, совершенный пользователями, которые не заинтересованы в покупке и дальнейшем потреблении вашего товара или услуги. Главная цель таких переходов заключается в том, чтобы навредить конкуренту, растратив его бюджет на нецелевые клики.

Специалисты в области контекстной рекламы регулярно фиксируют это негативное явление как на КМС/РСЯ, так и на поиске Google и Яндекс. Несмотря на то что сегодня в поисковые системы интегрированы алгоритмы автоматического распознавания кликфрода, практика неумолимо свидетельствует о том, что вовремя идентифицировать и предотвратить действия мошенников получается далеко не всегда. Вот почему мы настоятельно рекомендуем рекламодателям самостоятельно отслеживать аномальные сокращения бюджета РК и вовремя принимать меры по борьбе с кликфродом.

Каким бывает скликивание?

Можно выделить два типа скликивания: ручное и автоматическое.

Первый тип кликфрода – ручной – в большинстве случаев не влечет за собой ощутимых проблем, поскольку обычно совершается представителями компаний-конкурентов, а значит – неумело. Плюс ко всему, поисковые системы довольно быстро вычисляют его и компенсируют потери рекламодателю.

Встречаются однако исключения, когда компания-конкурент, не жалея средств, нанимает целые команды людей для скликивания бюджета своего соперника. Специальные агентства делают эту работу очень качественно: используют различные IP–адреса и максимально точно имитируют поведение обычных пользователей. Чаще всего такой вид скликивания встречается в очень дорогих, высокомаржинальных и высоколиквидных тематиках.

Для автоматического кликфрода используются различные программы, боты и алгоритмы, которые помогают скликивать бюджет конкурента. Чем сложнее и изощреннее алгоритм такого рода автоматизации, тем тяжелее поисковой системе его определить и обезопасить вас от него. Естественно, от сложности таких программ или ботов зависит и стоимость их использования, обычно она варьируется от 1 до 10 тысяч долларов.

Кому нужно скликивать?

Теперь стоит разобраться, кто же все-таки может заниматься скликиванием вашего бюджета?

Первыми, кого обычно подозревают, – другие компании, работающие в нише. Фактически, это может быть владелец конкурирующей компании или его сотрудники, которые вручную кликают на рекламные объявления и растрачивают ваш бюджет на нецелевые действия.

Второй вариант – это владельцы площадок, на которых размещается реклама. Они получают свой процент от стоимости каждого клика. И все же, промышляют скликиванием здесь единицы, ведь, совершая подобное, владелец контент-проекта рискует попасть под подозрение поисковой системы и остаться без сайта и, соответственно, без прибыли. Поэтому кликфродом могут заниматься только небольшие ресурсы и, скорее всего, такая рекламная площадка лишится партнерства поисковой системы за очень короткий срок.

Самым непредсказуемым и непрогнозируемым сегментом пользователей, которые могут скликивать вашу рекламу, являются, так называемые, «случайные кликфродеры». Как правило, действия этих людей не имеют четкой мотивации. Их можно охарактеризовать как самое настоящее «вредительство», ведь клики по рекламе совершаются ради развлечения и не более.

Наконец, есть еще одна группа специалистов по скликиванию – это профессионалы, зарабатывающие на жизнь кликфродом. Именно к этим людям владельцы бизнеса обращаются за тем, чтобы они израсходовали весь рекламный бюджет конкурента. Этот вид скликивания достаточно дорогой, но чем профессиональнее команда, тем сложнее с таким мошенничеством бороться.

Профессионалы абсолютно точно знают, как вести себя, чтобы не попасть под подозрение, и успешно сократить рекламный бюджет конкурирующей фирмы.

Как распознать, что бюджет утекает?

Несмотря на то, что поисковые системы отслеживают и стараются бороться с кликфродом, рекламодателям следует постоянно держать руку на пульсе и обращать внимание на любые изменения в рекламных кампаниях.

Вовремя распознать скликивание помогут следующие признаки:

– Аномальное повышение количества кликов по объявлениям. Следует постоянно отслеживать динамику переходов по вашей рекламе. Если количество кликов по объявлениям без видимых причин резко увеличилось в сравнении с базисным периодом, при этом число показов осталось тем же, то, вероятнее всего, вы имеете дело с кликфродом.

– Подозрительно высокий показатель CTR по тематическим площадкам. Как правило, CTR рекламы на сторонних площадках должен быть ниже, чем на поисковой выдаче. Если цифры говорят об обратном, можно предположить, что по вашей рекламе переходят хозяева сайтов ради увеличения своей прибыли.

– При повышении расходов на рекламу коэффициент конверсии остается практически неизменным. Это явление не обязательно может указывать на скликивание. Причин возникновения такой ситуации может быть масса. И все-таки лучше перестраховаться и обратиться к программам веб-аналитики. Они помогут узнать наверняка, кликфрод это или нет.

– Рост числа посетителей с очень небольшим временем посещения на сайте. Чаще всего длительность визита в подобных случаях не превышает 10 секунд. Такие сеансы может объединять общий IP–адрес, сеть или регион.

– В рекламных кампаниях по определенным геопозициям система аналитики фиксирует большое количество переходов из других регионов. Это тоже может указывать на попытку сокращения рекламного бюджета путем скликивания.

Вот лишь самые очевидные и основные признаки кликфрода. В действительности, их намного больше. Так что, за рекламными кампаниями нужно постоянно наблюдать. В первую очередь, самому рекламодателю.

Как победить кликфрод?

Прежде всего, это возможность заблокировать показ ваших объявлений на площадках партнеров. Другими словами, если с помощью анализа и отчетов по площадкам вы определили ресурсы, с которых на сайт поступает нецелевой трафик, то смело исключайте их из показа.

Еще один способ позволяет не показывать объявления по определенным IP–адресам (до 25 адресов). Данная методика не совсем эффективна в борьбе с массовым скликиванием. Чаще всего ее используют для блокировки IP–адресов сотрудников компании-клиента или рекламодателя. В первом случае, чтобы работники организации не скликивали бюджет рекламной кампании, переходя по ссылкам в объявлениях. Во втором – чтобы специалисты не смогли «накрутить» CTR (что встречается крайне редко). Не стоит забывать и о том, что сейчас с помощью Яндекс.Метрики нельзя с точностью определить IP–адрес любого посетителя, поэтому данная функция носит достаточно условный характер.

Как же обезопасить себя от кликфрода с помощью функционала поисковых систем? В помощь рекламодателям приведем несколько эффективных базовых советов.

– Если вы заметили рекламу, которую скликивают, можете попробовать остановить ее. Существует вероятность того, что конкурент просто перестанет отслеживать вашу РК, и какое-то время после восстановления показов вы будете защищены от скликивания.

– Если вы заметили признаки кликфрода, не стоит пренебрегать возможностью связаться с технической поддержкой поисковой системы. Специалисты обязательно проверят вашу гипотезу и помогут в решении проблемы.

– Также можно предотвращать атаки, запустив новую кампанию с другими идентификаторами. Этот способ поможет ненадолго уберечь вас от скликивания бюджета. Однако эта мера может оказаться слишком краткосрочной: спустя незначительное время скликивание возобновится.

– Временное отключение кампании (например, на неделю) с последующим возобновлением. Такой способ может ввести в заблуждение конкурентов, особенно если время выключения и включения рекламных кампаний будет всегда разным.

– Грамотный таргетинг для уменьшения нецелевых показов.

– Точное определение и своевременное добавление в список минус-слов для исключения некорректного поиска.

К сожалению, универсального способа борьбы с кликфродом не существует. И все же, обладая определенным уровнем наблюдательности и осведомленности, вы можете уберечь свой бюджет от слива и обезопасить свою рекламу от нецелевого трафика.

Как именно вы защищаете?

Мы написали пошаговый алгоритм защиты вот здесь. Пожалуйста, уделите 5 минут и ознакомьтесь с основными этапами по защите от скликивания.

Скликивают рекламу только в Яндексе?

Нет, и в контекстной рекламе Google тоже, но т.к. по статистике в России наиболее конверсионная реклама именно в Яндекс.Директ, мы в основном концентрируемся на этом источнике.

Если я не размещаю рекламу на РСЯ, то меня все равно скликивают?

Скорее всего да по заказу ваших конкурентов. Ведь в высококонкурентных нишах бизнеса цена за клик может быть очень высокой и конкуренты это знают. Заказывая скликивание вашей рекламы они сознательно формируют вам убытки и сокращая бюджет убирают вашу рекламу из показа!

Как узнать какой размер моего рекламного бюджета скликивают?

В среднем, согласно нашим исследованиям и мировому опыту, скликивается до 25% рекламного бюджета, но это сильно зависит от степени конкуренции ниши бизнеса. Например, в сегменте b2b скликивают меньше, чем в в сегменте b2c, ввиду меньшей конкуренции, меньшей ставки за клик.

Зачем вы нужны, если и Яндекс и Google возвращают часть средств?

Дело в том, что они возвращают далеко не все, что могли бы. Это не значит, что они плохо работают или стараются вас обмануть в свою пользу. Дело в том, что определение скликивания это вероятностное событие и Яндекс/Google возвращают вам деньги в случае высоко-вероятного определения ботов. А наш сервис менее толерантный к потенциальному мошенничеству и блокирует всех подозрительных посетителей, исходя из того, что лучше в этом вопросе перестраховаться, ведь цена потерь высока!

Я трачу на рекламу около 150 000 руб. - ваша защита от кликфрода мне нужна?

Решать вам, но наши тарифы достаточно доступны даже для малого бизнеса. И при ежемесячном бюджете 150 000 р. вы заплатите порядка 5000 р. в месяц за то, что мы будем постоянно следить за вашим сайтом и блокировать подозрительную активность, сохраняя ваш бюджет. Если мы сохраним даже 10%, то выгода для вас очевидная… 😃

От чего зависит стоимость ваших услуг?

Только от посещаемости вашего сайта, ведь нам надо “на лету” анализировать посетителей, выявлять мошенников (ботов) и блокировать им показ рекламы. Чем выше посещаемость, тем больше нам нужно серверов (и других ресурсов) на анализ.

Ваш сервис мне не навредит?

Нет. Вы ставите специальный код на сайт, который просто передает нам расширенные данные по посетителям для анализа. Если вдруг наши сервера не отвечают, мы просто не получим данные 😀 а ваш сайт будет работать без сбоев… И да, мы не замедлим его работу!

Как быстро я могу подключить свой сайт?

Обычно на один сайт уходит несколько дней, т.к. для начала защиты нам нужно начать собирать данные по вашим посетителям и получить доступ к Яндекс.Метрика/Яндекс.Директ/Google по API для отключения показа рекламы “паразитам”. Более подробно по шагам защиты написано здесь.

Вы мои данные не передадите конкурентам?

Нет. Доступ к вашим данным есть у очень ограниченного круга специалистов, которые занимаются их анализом. В договоре мы детально прописываем вопросы связанные с конфиденциальностью ваших данных. Иными словами – это исключено, т.к. мы очень дорожим репутацией и хотим оставаться на этом рынке долго.

А вы сами не скликиваете? 😉

Нет. Вот наш материнский бизнес (notissimus.com) мы много лет на рынке и работаем с крупными компаниями, например: ФК ЗЕНИТ, ХК СКА и т.п. И за 7 лет уже выработалась деловая репутация. Заниматься скликиванием, чтобы потом предложить защиту от скликивания – звучит конечно “вкусно”, но поверьте, мы таким не занимаемся и никогда не будем.

А где я буду видеть результат вашей работы? 🙄

Мы предоставим доступ в личный кабинет, где мы регулярно (несколько раз в день) публикуем информацию по обнаружению “вредителей” 😃 на вашем сайте с корректировками рекламных компаний для них. Личный кабинет доступен по этой ссылке (но без регистрации и настройки вашего сайта вы ничего не увидите!).

Можно анализировать только трафик с рекламы без учета поискового?

Мы анализируем абсолютно весь трафик, ведь боты часто вначале заходят на сайт, получают метку (куку), а затем уже начинают скликивание в РСЯ.

шаги для защиты от скликивания сколько это стоит?

наши публикации по теме кликфрода

пример работы программы по скликиванию рекламы